АстерКласс-русские  развивающие игрушки

мягкие развивающие игрушки

info@asterclass.ru
тел.+7 (499) 322-89-73

РАЗВИВАЕМСЯ ИГРАЯ
Комплекс оживления
Нельзя сказать, что младенец сразу после рождения овладевает игрой. Для ее возникновения необходимо несколько условий. Прежде всего, это желание самого малыша. Карапуз должен быть готов к взаимодействию с окружающим миром, к его познанию. И первым признаком такой готовности является так называемый комплекс оживления, возникающий в период от 1,5 до 2 месяцев или чуть позже. Под комплексом оживления понимается первая осознанная улыбка младенца, адресованная, как правило, маме (или другому взрослому, постоянно ухаживающему за малышом), сопровождаемая активными движениями ручек и ножек и веселым гулением, когда кажется, будто ребенок с вами «разговаривает». Появление комплекса оживления – свидетельство того, что ваш малыш успешно преодолел очень непростой период – кризис новорожденности, и теперь готов к активному общению. В этой связи не стоит ошибочно полагать, что у вас не может быть общих тем для разговора с двухмесячным крохой. Как раз наоборот: ребенок еще так мало знает, что говорить с ним можно о чем угодно, и вы увидите, что ответ не заставит себя долго ждать! Кроме того, с помощью яркой погремушки можно играть с младенцем и одновременно влиять на развитие его слуха и зрения: к концу 2-го месяца ребенок фиксирует взгляд на предмете, движущемся непосредственно у него перед глазами, и прислушивается к звуку погремушки.
Манипулятивная деятельность
Далее необходимо, чтобы малыш научился захватывать и удерживать в ладонях игрушку. А то какая же это игра, когда все из рук валится! Чтобы стимулировать дальнейшее развитие хватательных движений, неплохо подвесить над детской кроваткой забавные игрушки (оптимальным считается расстояние 20 см от глаз ребенка). Рассматриваемый навык формируется постепенно, и примерно к полугоду карапуз уже сможет захватывать игрушку всей ладонью и перекладывать предмет из одной руки в другую. Очевидно, что подобные действия еще нельзя назвать игрой – назовем их манипулятивной деятельностью. Но именно эти неловкие движения, в конечном счете, помогут ребенку научиться играть. Представьте, что вы учитесь водить машину. Впервые сев за руль, стараетесь ничего не забыть, путаетесь и волнуетесь. Кое-как неуклюже проезжаете первые метры, и облегченно вздыхаете, вылезая из авто. Вас, несомненно, переполняет гордость, но все же вы не можете не согласиться, что удовольствия от поездки как таковой вы не получили. Да, в общем-то, и не задумывались об этом, поскольку голова была занята другим (какое уж тут удовольствие – хорошо бы газ с тормозом не перепутать!). И только опытный водитель, в совершенстве владеющий техникой езды, для которого каждое движение за рулем привычно и доведено до автоматизма, сможет получить истинное наслаждение от поездки. Это произойдет тогда, когда вы перестанете задумываться над каждым своим движением, когда появится ощущение того, что ваше тело само, без вмешательства разума, знает что и когда нужно делать. Это и есть скрытый смысл, который можно отыскать в любом деле, при условии, что вы им действительно хорошо владеете. То же самое относится к игре. Только когда ребенок доведет до автоматизма способность манипулировать предметом, откроется смысл игровой деятельности как таковой. Когда малышу не нужно будет беспокоиться о том, сможет он, наконец, схватить эту «неуловимую» погремушку или нет, или как бы ему так изловчиться и переложить-таки пустышку из одной ладошки в другую, на смену манипулятивной деятельности с предметами придет полноценная самостоятельная игра. Но это произойдет не раньше, чем в 2-3 года, а пока… Пока ваше чадо растет и становится все более ловким и умелым. В фаворе «ладушки», «фонарики», пирамидки с кубиками. Кроха старательно возводит башни и тут же их рушит, бросает мяч, возит за веревочку машинку, лепит в песочнице куличики. Но и эти операции еще нельзя назвать игрой, поскольку малыш не вкладывает в них особого смысла, а просто получает удовольствие от самого действия. Именно поэтому карапузу абсолютно не жалко ломать башню, которую он только что построил – ему нравится ставить один кубик на другой и точно также нравится рушить постройку. И уж конечно недопустимо годовалого ребенка за это ругать и считать такое поведение проявлением агрессии.
Совместная деятельность
А вот двухлетний карапуз уже может увлеченно заниматься с игрушками, разглядывать в книжках картинки, кормить из ложечки куклу или плюшевого мишку, однако терпения крохи, как правило, хватает ненадолго. Значительная, если не главная, роль, на данном этапе отводится совместной деятельности взрослого с ребенком. Индивидуализация личности малыша, рождение собственного «Я» происходит в ходе кризиса трех лет. Маленький упрямец всеми возможными и зачастую не слишком приятными для окружающих способами пытается отстоять свою независимость, доказать, что он все может сделать САМ! А пока этот переломный момент не наступил, ребенок постоянно нуждается в поддержке взрослого, ищет ее и стремится познать окружающий мир с помощью близкого человека, в роли которого обычно выступает мама. В психологии такая позиция мамы по отношению к малышу называется «пра-мы». Именно она лежит в основе совместной деятельности и совместной игры матери с ребенком. Мама как бы заведомо берет на себя роль инициатора и старшего наставника в игре. Вот она водит ручкой крохи с зажатым в ней карандашом, приговаривая: «Как здорово МЫ рисуем». А теперь помогает неловким пальчикам надеть на пирамидку кольцо: «Вот так МЫ собираем пирамидку!» Мы все делаем вместе – в этом суть позиции «пра-мы».
Режиссерская игра
Первая самостоятельная индивидуальная игра появляется в период с 2 до 4 лет. Ее называют режиссерской. Такое название объясняется тем, что в процессе игры ребенок сам придумывает сюжет, сам наделяет предметы (игрушки) теми или иными функциями – иными словами, является и сценаристом, и всеми актерами сразу и, конечно, режиссером. Эта новая ступень развития игровой деятельности во многом связана с кризисом трех лет – организация самостоятельной игры, без подсказки взрослого является ярким подтверждением обретенной в кризисе самостоятельности. Сюжет игры пока еще во многом зависит от окружающих ребенка предметов. Игрушки, попадающие в поле зрения малыша, как бы подсказывают, какую историю можно сочинить с их помощью. Но при этом кроха уже может замещать предметы, приписывая им совсем другие функции. Например, малыш увидел на картинке автомобиль, а затем схватил кубик и стал возить его по полу. Так, книжка «подсказала» сюжет, а кубик заменил машинку. Безусловно, этот первый тип самостоятельной игры вносит огромный вклад в психическое развитие маленького человечка. Малыш учится воспринимать ситуацию со стороны, получает первые навыки планирования и умения организовывать пространство. Нередко ребенок сопровождает игру соответствующими звуками (имитирует гул машины, говорит «ам-ам», протягивая кукле ложку и т.п.), а то и построением простых предложений. Кроха как бы комментирует вслух разворачивающийся сюжет, управляет им с помощью речи, что, бесспорно, благотворно сказывается на ее развитии. Кроме того, режиссерская игра, подразумевающая планирование собственных действий, является отправной точкой формирования способности видеть целое раньше частей. Материалом для режиссерской игры могут стать любые игрушки, а то и предметы домашнего обихода. Но не забывайте, что на данной стадии развития игры малыш зачастую не сам находит идею для ее начала, а получает такой стимул извне. В связи с этим, ребенку необходимо не только разнообразие, так сказать, «строительного материала», но и активное общение с взрослыми, ведь именно благодаря ему карапуз расширяет свой кругозор, получает новые знания об окружающем мире, которые впоследствии могут лечь в основу очередного сценария.
Образная игра
Следующий тип – образная игра. Она появляется в 4-5 лет и, как видно из названия, связана с формированием у малыша способности перевоплощаться, примерять на себя различные образы. Если раньше ваша дочурка просто кормила куклу с ложечки, то теперь она делает это как мама; если в режиссерской игре сынишка строил дом, то теперь на первом плане оказывается понимание того, что он – строитель, а непосредственно действия отходят на второй план. В режиссерской игре малыш учится воспринимать ситуацию в целом, а не по частям, и видеть ее со стороны. В образной игре ему предстоит научиться видеть со стороны самого себя, попытаться сформировать свой собственный образ и соотнести его с образами окружающих людей. Этот тип игры способствует развитию собственной идентификации, оказывает влияние на формирование самооценки. Примеряя на себя различные роли, ребенок познает самого себя – происходит формирование более четких границ собственного «Я». Малыш учится ощущать и разделять себя такого, какой он есть, и себя «в образе». С подобным восприятием порой связаны неадекватные поступки. На вопрос: «Зачем ты таскал кошку за хвост?» кроха может ответить: «Я – дрессировщик!» Не нужно ругать ребенка, постарайтесь спокойно разъяснить, что быть дрессировщиком – здорово и интересно, однако необходимо долго и старательно учиться этому ремеслу; и потом, ведь кошка не давала своего согласия на совместную игру. В конце концов, предложите себя в качестве объекта дрессировки! Постарайтесь помочь любимому чаду сформировать понимание того, кто он есть на самом деле, но при этом не ограничивайте его фантазию – пусть попробует себя в самых разных амплуа. Ведь помимо всего прочего, перенося различные образы на себя, ребенок получает первые навыки обобщения.
Сюжетно-ролевая игра
Овладев умением перевоплощения, малыш готов к следующему этапу развития – появлению сюжетно-ролевой игры. Обычно она формируется в период с 4,5 до 6 лет и носит коллективный характер. Разумеется, ваш ребенок и раньше играл со сверстниками в детском саду и во дворе, однако, с этого момента совместная игра становится несколько иной: в ней появляется конкретный сюжет, а каждый из участников получает определенную, соответствующую выбранному сюжету роль. Это уже не образ, который кроха примерял к себе раньше, а конкретно заданная роль – она социальна по своей природе и от того, как ребенок с ней справится, будет зависеть взаимодействие с остальными участниками, а, значит, и игра в целом. Сначала малыши объединяются для игры в небольшие компании – по 2-3 человека. Затем по мере овладения навыками данного типа игры, количество участников может увеличиваться. Яркие примеры сюжетно-ролевых игр – хорошо известные всем игры в «магазин», в «больницу», в «дочки-матери». Дети подробно проигрывают выбранную ситуацию. Решающая роль на данном этапе развития игровой деятельности отводится межсоциальному общению. Малыши учатся взаимодействовать между собой, выстраивать свои отношения с окружающими людьми. В рамках сюжетно-ролевой игры ребенок постигает общение в позиции «на равных». Появление данного типа игры вносит значительный вклад в развитие речи, поскольку именно в диалоге со сверстниками кроха стремится быть услышанным и понятым другими, а потому начинает следить за собственными словами, стараться понятно и правильно говорить и строить предложения. Чтобы игра была эффективной и разнообразной, постарайтесь расширить знания ребенка о сферах человеческой деятельности – по возможности, берите сына или дочку с собой в магазин, на концерт, на работу, в парикмахерскую. Полученную информацию малыш сможет применить на практике. Неплохо также обзавестись набором доктора, косметикой для юной леди…
Игры с правилами
Следующий тип игры, логично вытекающий из уже рассмотренных, появляется к 6 годам и носит название игры с правилами. Первое место здесь занимают определенные правила, предусмотренные игрой, о которых дети договариваются заранее, а роли и сюжет отходят на второй план. Если все предыдущие типы игры были направлены непосредственно на процесс, то в данном случае вся деятельность ориентирована на конечный результат. Именно поэтому сюжет может быть максимально свернут, а роли носить условный характер. Типичный пример игры с правилами – «Казаки-Разбойники». Здесь есть поверхностный сюжет, символические роли и строго определенные правила. Этот тип игры учит ребенка коллективному взаимодействию, умению работать в команде, сопоставлять свои желания с интересами команды. Происходит важный этап формирования контекстного общения – общения «по делу», с учетом общих целей. Трудно переоценить вклад игры с правилами в формирование готовности к школе – модели поведения ребенка при соблюдении правил и в ситуации учебной деятельности во многом схожи: есть роль ученика, есть правила, которые нужно выполнять, и есть ориентация на результат – получение хорошей оценки. (Некоторые исследователи считают, что готовность к школе напрямую зависит от успешного прохождения данного этапа формирования игры). Таким образом, игру с правилами можно считать своего рода репетицией обучения в школе. Данный тип игры уникален тем, что в ней малыш сознательно ограничивает собственные действия, налагает на свое поведение определенные запреты и при всем при этом умудряется получить от подобного безобразия истинное удовольствие!
Режиссерская игра высшего уровня
Завершающим этапом развития игровой деятельности можно считать режиссерскую игру высшего уровня. Она похожа на ту, что была у трехлетки, однако имеет более сложную структуру. В ней активно проявляется и одновременно получает дальнейшее развитие воображение ребенка. Сюжет игры отражает особенности творческого мышления малыша. Сценарии становятся более сложными и разнообразными. Разворачивающиеся действия ребенок сопровождает соответствующими комментариями, прямой и диалоговой речью. Это уже настоящие театральные представления! Многим родителям наверняка знакомы целые города, выстроенные посреди комнаты, в которых на протяжении нескольких дней кипят события, разыгрываются сцены сражений и романтические истории. Такая игра помогает ребенку проигрывать волнующие его ситуации. Нередко сюжетом игры становится актуальная в настоящий момент проблема. Поводом для создания и развития новой истории может послужить яркое, взволновавшее ребенка впечатление. Например, вы сходили с крохой в зоопарк, и уже на следующий день зоопарк переехал в детскую. Выстроенные из кубиков вольеры, многочисленные пластмассовые и мягкие зверюшки, прогуливающиеся игрушечные человечки… Общение с животными произвело на малыша настолько сильное впечатление, что у него возникла потребность «проиграть» свои переживания, испытать их снова. Как правило, возникновение данного типа игры по времени совпадает с началом обучения в школе, либо может немного опережать это «событие», и получает свое бурное развитие в младшем школьном возрасте. Среди старших дошкольников и первоклашек очень распространена игра в школу. Детишки усаживают за парты кукол, зайцев и медведей, придумывают им различные задания, а то и вовсе повторяют материал, пройденный на уроках в обычной школе. Таким способом ребенок знакомится с новой для него системой отношений; под влиянием режиссерской игры высшего уровня формируется психологическая готовность к обучению в школе, появляется и получает дальнейшее развитие символическая функция мышления. Такая игра может трансформироваться из индивидуальной в коллективную, правда, количество участников обычно не превышает 2-3 человек. Оно и понятно – всем хочется быть творцами и режиссерами! Вот так наши неуклюжие карапузы сначала превращаются в забавных непосредственных малышей, затем становятся серьезными и важными школьниками… Вместе с ними «взрослеют» игрушки, появляются новые, более сложные игры. А, появившись однажды, остаются навсегда. Ведь если повнимательнее приглядеться, мы без труда отыщем в нашей, взрослой, жизни отражение всех этапов развития игры: это и манипулятивная деятельность (неужели вам никогда не доводилось получать наслаждение от примитивной и монотонной работы, скажем, мытья посуды или заточки карандашей?); и игры с правилами (посмотрите на взрослых дяденек, самозабвенно гоняющих мяч по футбольному полю!); и сюжетно-ролевые игры, которые, кстати, являются основой наших социальных и личных отношений… Так почему же на предложение малыша поиграть мы в большинстве случаев отвечаем: «Ну что ты, я уже взрослый! Взрослые не играют»…
Анна Шишковская, психолог

игрушки и игры Астер Класс
развивающие методики







главная
продукция ООО
методики и описания игрушек Астер Класс
интерактивные флэш-игры на основе игрушек Астер Класс
ООО
розница/адреса магазинов партнёров
прайс-лист Астер Класс